ФОТОРЕПОРТАЖ. Как СТГ в Опошню и Сорочинцы ездили

28.08.17 0 71 0

Каждый отмечает праздники по-своему. Для нас же лучший праздник – это путешествие! В День независимости мы отправились в Полтавскую область на легендарный Сорочинский ярмарок, а по дороге заглянули в Опошню – столицу гончарства Украины. 

Сразу скажем, что Опошня – это место, куда хочется возвращаться, которого всегда будет мало. На территории села не один, а целых пять уникальных музеев! Из них мы успели посетить только один, - Национальный музей-заповедник гончарства. Это огромная территория, сплошь оформленная прекрасными керамическими скульптурами, панно, садовыми фигурами, красивыми клумбами, этническими украшениями, посудой. Все эти красоты создаются во время ежегодных симпозиумов гончаров, на которые съезжаются мастера со всего мира.

Неспроста сюда едет большое количество туристов, которые в этот день буквально наступали нам на пяты. Экскурсовод Юлия очень подробно и внимательно рассказывала нам о деталях создания тех или иных скульптур. К слову, прикасаться к ним посетителям нельзя, но вот одну – «Хресна сила» Тараса Левкива – нам потрогать всё-таки удалось, – ещё и желание загадать. 

Каждая работа связана с какой-то историей. Например, скульптура «На рыбалку» львовского мастера Александра Волошенко напоминает о жене автора, которая называет его увлечение спортом и философией жизни, - в зависимости от количества улова.

У скульптуры, похожей на троянского коня, авторства Сергея Радько, экскурсовод рассказывает о давних обычаях гончаров. Например, глечики и другие гончарные изделия возили в возе, перекладывая соломой, дабы посуда не побилась. Когда гончар ехал, колокольчики на лошади звенели и оповещали жителей сёл, что едет мастер. После того, как горшочки продавались, солому отдавали верному спутнику гончара – лошади. Ещё один яркий обычай гончарных мастеров – это гопак на собственном изделии. Именно таким образом они рекламировали свою работу – ведь горшок, способный выдержать вес человека, должен быть крепким и качественным. У такого мастера посуда продавалась за милую душу. Взяли на заметку для рекламы Маркета посуды... 

На память фотографируемся под кованной радугой, обвитой плющем и украшенной гончарными изделиями. Радугу создали два опошнянских мастера – гончар Николай Гаврилович Пошивайло и коваль Владимир Мороховец. Под радугой загадываем желание ещё раз вернуться сюда…

Композиция из трёх скульптур харьковской керамистки Ларисы Антоновой вызвала неоднозначную реакцию. С одной стороны, довольно откровенно, а с другой стороны – такие милые и понятные для Сумской торговой группы предметы как лейка и кувшин. А сюжет довольно прост – городская дама загорает обнаженной на своём участке в селе, а соседи подглядывают. Естественно, с разными целями!

Поразил огромный двухголовый лев авторства самого пожилого в Украине гончара Василия Омеляненко. Мастер проживает в Опошне и до сих пор создаёт львов, правда, уже не таких монументальных. Лев символизирует единение Востока и Запада Украины. Несмотря на то, что его головы смотрят в разные стороны, тело его едино, как и наша страна. Именно такой смысл был заложен в эту скульптуру. 

Работа была создана ещё во время первого опошнянского симпозиума 20 лет назад. Для того, чтобы сделать такую большую скульптуру, вокруг заготовки построили специальное горно, в котором и обжигали льва. А если учесть, что автор произведения довольно маленького роста, то результат поражает ещё больше. Интересно, что самая высокая температура обжига – это 1400 градусов, а самая низкая – 650.

Территория музея-заповедника довольно живописна и велика. При спуске с холма, на котором стоит здание музея, можно попасть в настоящий райский уголок. Здесь, кроме скульптур, есть два удивительных мостика и гончарня, где сотрудники СТГ с удовольствием наблюдали за работой мастера и даже сами приобщились к созданию изделий.

Украшением рекреационной зоны и главным её элементом является смотровая площадка с арочными сводами и скульптурой под названием «Трисущность». Автор работы – Сергей Радько. Это символичное изображение трезубца – символа нашего государства. Основу скульптуры составляет мужская фигура и двухголовый конь.

Со смотровой площадки открывается чудесный вид на городище роменской культуры, которое датируется 8 ст. н.е. Там жили северяне, которые занимались сельским хозяйством и лепили из местной глины посуду, отличительной чертой которой было отсутствие декоративных узоров и способ лепки.

Самая старая работа в музее – «Гончар». Она была создана в 1974 году на территории Будянского фаянсового завода, который был основан в конце ХІХ века, но уже не работает. Собственно, как и более 20 гончарных предприятий, которые ранее действовали в Украине. Традиции хранят и передают новым поколениям гончаров уже частные предприниматели-мастера.

Кстати, учиться гончарству раньше можно было приблизительно с 8-9 лет, когда рост ребёнка позволял достать ногами до нижней части гончарного круга. Если мастеру удобнее крутить круг по часовой стрелке, - значит он левша. В точности этого наблюдения мы убедились на собственном примере. За день гончары в среднем изготавливали от 100 до 150 (!) гончарных изделий.

Особенно порадовал рассказ экскурсовода о видах и способах применения традиционной керамики, ведь в нашей группе были в основном продавцы Маркета посуды.

На нижней полке мисника стояла, как правило, самая употребляемые в доме изделия. Интересно, что старинные дуршлаги изготавливались из глины в форме миски с отверстиями. В супнике подавали первые блюда, а в горшочке их готовили. Жарили блюда в рынке с туликой. Тулика – это специальное отверстие, к которому присоединяли рукоятку.

Глечик-тыква назывался так от слова «затыкать». Узкое горлышко затыкали кочаном кукурузы. Таким образом с собой переносили напитки. А в горшочках-близнецах переносили еду. Для выпекания пасхальных куличей использовали горшочек-«пасковник».

Ёмкости для алкогольных напитков размещали на верхней полке. Барило – для пива, баклажка – для переноски любых напитков. Куманец одевали на руку, а колач – на самое плечо, и при встрече гостей разливали хмельные напитки, кланяясь пришедшим.

Огромное количество фантастических современных глиняных панно, старинных традиционных тарелок разных размеров, - в Опошне глаза просто разбегались... На память мы оставили свои восторженные отзывы в книге музея.

Тем временем нас ждали Сорочинцы... Сорочинская ярмарка - это огромный рынок, где есть всё, что угодно. Три сцены, множество мастеров и товаров. Не хватило только местного колорита. В основном, продавалась стандартная сувенирная продукция, которой наполнен любой базар в любом городе. 

Зато поразила старинная Спасо-Преображенская церковь времён Гоголя. Само село в лучшие времена насчитывало до 20 тысяч населения (сейчас около 5 тыс.).

Конечно, ярмарок больше всего запомнился концертом непревзойдённой Ирины Билык. Старые и новые песни, тёплые слова певицы, обращенные к публике, - вдохновили нас на нелёгкую ночную дорогу в родные Сумы. Спасибо Сумской торговой группе за насыщенную поездку. Надеемся, это не последнее наше путешествие. Дальше будет только интересней! Оставайтесь с нами!

ФОТО: Игорь Чирченко, Ольга Ковалевская


Рекомендуем к прочтению также: